Методические рекомендации по проведению информационно-профилактической работы, направленной на профилактику деструктивных проявлений среди детей и подростков, на совершенствование просветительской работы с родителями (законными представителями)
Деструктивное поведение ‒ это практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.
Профилактика деструктивного поведения основана на социализации обучающихся, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и образовательная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.
Проявления у обучающегося деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).
Типы деструктивной модели поведения
-
- антисоциальный (против социума; противоправное поведение, не соответствующее этике и нормам морали соврeмeнного общeства);
- аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);
- суицидный (самодеструкция; склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, беспомощностью (физичeской, правовой, интeллектуальной), нeвeриeм в будущee, потeрeй собствeнной нeзависимости);
- фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо);
- аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);
- нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему);
- конформистский (приспособленчество, приверженность к позиции сильнейшего).
Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.
В целях выявления деструктивного поведения обучающегося педагогу важно обращать внимание на психологические и внешние признаки:
-
- повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
- зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии; проявление навязчивых движений;
- неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям; утрата прежнего эмоционального контакта с одногруппниками; стремление показать свое «бесстрашие» окружающим; стремление быть в центре внимания любой ценой;
- нелюдимость, отчужденность, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;
- избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
Изменения в поведении (внешние признаки)
-
- конфликтное поведение (частые конфликты с преподавателями и сверстниками, участие в травле (буллинге);
- ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (подросток угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку);
- проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;
- участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
- трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);
- навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);
- участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);
- жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;
- резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);
- пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
- подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);
- появление у обучающегося (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков);
- использование в речи новых, нехарактерных для конкретного обучающегося выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ
-
- использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
- наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове; нежелание следить за своим внешним видом;
- появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);
- появление у обучающегося дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли).
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
При проявлениях деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь.
Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на подростков: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр.
Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.
Основные опасности в сети интернет для детей и подростков
Коммуникационные риски
Кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет- сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера).
Меры помощи подростку, подвергшемуся кибербуллингу:
- психологическая поддержка педагогом и родителями;
- изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);
- создание новой учетной записи для подростка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю;
- обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.
Использование сети Интернет для вовлечения подростков и молодежи в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты).
Этапы вовлечения подростков и молодежи в деструктивные группы:
- предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация);
- общение, взаимодействие с вербовщиком сети
- исполнение подростком указанных вербовщиком действий - попадание в зависимость;
-«незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью подростка от незнакомцев, предлагающих личные встречи);
- груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с подростком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации);
- киберсталкинг (преследование подростка переходит из виртуального мира в реальный).
Контентные риски
- «шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение);
- просмотр сайтов для взрослых.
Технические риски
- незаконный сбор персональных данных обучающихся (или) распространение их в открытом доступе;
- повреждение устройств, программного обеспечения.
Потребительские риски
- кража личных данных техническими средствами (в том числе в процессе интернет-шопинга);
- кибермошенничество.
Необходимые действия педагога при обнаружении признаков деструктивного поведения у обучающегося
-
- проинформировать заместителя директора по ВР;
- проинформировать классного руководителя;
- привлечь к работе с обучающимся педагога-психолога для проведения диагностических и, при необходимости, коррекционных мероприятий;
- привлечь родителей (законных представителей) обучающегося и определить единую воспитательную стратегию;
- сообщить о признаках противоправных деяний обучающегося администрации образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.
Этапы работы с обучающимся
при выявлении признаков деструктивного поведения
- Обсуждение с педагогом-психологом проведение диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического, социального, психологического статуса; выявления значимых для личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса, творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью составления «Карты личности подростка» и получения рекомендаций по коррекции поведения подростка.
- Проектирование действий педагогов и подростка: налаживание доверительных отношений; организация совместного с подростком поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны; разделение функций и ответственности по решению проблемы; совместное определение наиболее оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия).
- Деятельностный этап: для обеспечения успеха педагогам и педагогу- психологу важно поддержать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, преподавателями. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов (психолога и социального педагога). Социальный педагог может выполнять функцию развенчания негативных установок, а педагог-психолог ‒ взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка. Включение подростка в общественно-полезную коллективную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении; развитие «полезных» интересов подростка.
- Анализ результатов деятельности: совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы, совместное осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией.
Действия педагога при сопровождении обучающегося
- выстроить конструктивное взаимодействие с обучающимся и его родителями (законными представителями), иными значимыми для подростка лицами, мнение которых для него важно;
- выявить проблемы, особенности развития и потенциала обучающегося; обеспечить постоянную поддержку подростку в направлении позитивных изменений;
- организовать специализированную комплексную помощь в процессе индивидуального сопровождения;
- оказать индивидуальную помощь в развитии социальной компетентности через вовлечение подростка в различные мероприятия (учебные, воспитательные, трудовые, общественно-полезные, спортивные и др.);
- обеспечить поддержку обучающегося социальной группой подростов и молодежи (одноклассников, одногруппников), имеющей позитивные социальные цели (применяется только при исключении возможности вовлечения других подростков и молодых людей в деструктивную деятельность)
- организовать взаимодействие специалистов с семьей обучающегося по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско(подростково)-родительских отношений.
Главная цель ‒ переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал обучающегося, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.
Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Участвуя в неформальных молодежных группах деструктивной направленности, подросток стремится к удовлетворению потребностей в общении и признании. Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в молодежных объединениях.
Важно, чтобы воспитательная работа с обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения – формирования благоприятного психологического климата в обучающемся коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и т.д.
Направления социально-психологической профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних и молодежи
Меры противодействия распространению деструктивных идей среди несовершеннолетних и молодежи
-
- формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
- формирование негативного образа и эмоционального неприятия экстремистских формирований и их лидеров;
- активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;
- создание комфортной социокультурной среды, микроклимата;
- проведение политики защиты индивида от негативного влияния Интернета, обеспечения безопасности в сети Интернет;
- проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц);
- формирование у обучающихся здорового образа жизни через применение здоровье сберегающих технологий, обеспечение безопасных условий, информирование о здоровом стиле жизни;
- минимизация негативных последствий деструктивного поведения; организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); бросающей вызов своим возможностям (спорт, квесты, походы); альтруистической (общественно- полезная и благотворительная деятельность);
- формирование культуры общения, ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
- повышение компетентности и социальной успешности личности индивида в значимых для него сферах;
- развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладания со стрессом;
- своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);
- активизация личностных ресурсов, обеспечение творческого самовыражения;
- содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.
Формы работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся и рекомендации по их применению
- Знание и соблюдение действующих в образовательной организации: порядков реагирования(информирования) в случае выявления чрезвычайной ситуации с обучающимися с признаками деструктивного поведения; рекомендаций об организации профилактической работы, выявления деструктивного поведения у обучающихся, проведения индивидуальной работы с подростками «группы риска».
- Выработка общей позиции «родители-педагоги». Изменения в поведении, привычках, характере подростков нельзя не заметить, если наблюдать за их поведением и дома, и в техникуме. В рамках родительских собраний с привлечением педагога-психолога рекомендуется представлять информацию об особенностях психоэмоционального состояния подростков в конкретный возрастной период, о возможных деструктивных проявлениях в среде подростков и молодежи в виртуальном пространстве, о способах обеспечения безопасности подростков. Проведение совместных мероприятий с родителями и обучающимися способствует гармонизации детско- родительских отношений.
- Организация процедуры урегулирования в случае выявления фактов травли (буллинга). В указанном случае используют медиативные технологии для разрешения конфликта, восстановления отношений, доверия, а также материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве.
- Привлечение специалистов. В работе по предупреждению деструктивного поведения педагогу помогут специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители ведомств, обеспечивающих выявление негативного влияния на несовершеннолетних и молодежь в сети Интернет.
- Информирование обучающихся о службах помощи. Оформление информационных стендов, представление актуальной информации обучающимся и их родителям (законным представителям) о работе служб экстренной психологической помощи, детского телефона доверия.
- Организация воспитательной работы, в том числе патриотических, военно-патриотических мероприятий, организация участия подростков, находящихся в «группе риска» и потенциально способных приобщиться к криминальной субкультуре, в деятельности военно-патриотических клубов, спортивных молодежных организаций. Важно сформировать у подростков внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, достижение и решение этих задач отвечает их интересам, дать возможность почувствовать себя значимым для общества, для общего дела.
- Проведение беседы, открытого разговора. При проведении бесед с обучающимися важно учитывать, что прямые вопросы и акцентирование с первых минут разговора внимания подростков на проблеме (например,
«АУЕ») может вызвать у них обратную реакцию ‒ разговор будет воспринят как реклама субкультуры.
В ходе беседы с обучающимся педагогу рекомендуется:
-
- основной упор сделать на установление психологического контакта; проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость;
- доброжелательность, иначе можно спровоцировать у подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию;
- поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив;
- помнить, что запретительные меры малоэффективны (введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим групповые «ценности», что еще больше сплотит группу несовершеннолетних с девиантным поведением);
- раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными фактами (можно предложить подростку встать на место жертвы преступления и с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры);
- обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности за совершенное преступление (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у подростка, повлекшие причинение вреда здоровью себе и/или окружающим, совершение преступления)
- провести совместный с подростка критический анализ негативного контента, «друзей и товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни.
После проведения беседы важно обязательно фиксировать реакцию обучающихся, наблюдать за изменением в их поведении.
Куда сообщить об опасном контенте и обнаруженной в сети интернет информации, причиняющей вред здоровью и развитию подростка и молодого человека
В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если обучающийся сообщил информацию о других подростках, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом в правоохранительные органы!