ГБОУ "Школа № 10 г.о. Донецк"
г. Донецк
  • Навигатор профилактики девиантного поведения

    Навигатор профилактики и описания памяток предназначен для классных руководителей, педагогов и специалистов по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения обучающихся. Содержит обобщённые признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий педагога.

    Предложенные в памятках алгоритмы учитывают не только психологическую, психолого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и правовой контекст в процессе комплексной помощи детям и семьям. Материалы могут быть использованы для разработки текстов лекций / практических занятий.

    С Памятками можно ознакомиться в карусели изображений и ПДФ файле ниже

    Методические рекомендации по проведению информационно-профилактической работы, направленной на профилактику деструктивных проявлений среди детей и подростков, на совершенствование просветительской работы с родителями (законными представителями)

    Деструктивное поведение ‒ это практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.

    Профилактика деструктивного поведения основана на социализации обучающихся, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и образовательная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.

    Проявления у обучающегося деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).

    Типы деструктивной модели поведения

      • антисоциальный (против социума; противоправное поведение, не соответствующее этике и нормам морали соврeмeнного общeства);
      • аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);
      • суицидный (самодеструкция; склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, беспомощностью (физичeской, правовой, интeллектуальной), нeвeриeм в будущee, потeрeй собствeнной нeзависимости);
      • фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо);
      • аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);
      • нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему);
      • конформистский (приспособленчество, приверженность к позиции сильнейшего).

    Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.

    В целях выявления деструктивного поведения обучающегося педагогу важно обращать внимание на психологические и внешние признаки:

      • повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
      • зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии; проявление навязчивых движений;
      • неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям; утрата прежнего эмоционального контакта с одногруппниками; стремление показать свое «бесстрашие» окружающим; стремление быть в центре внимания любой ценой;
      • нелюдимость,    отчужденность,      отсутствие       друзей,      низкие коммуникативные навыки;
      • избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).

    Изменения в поведении (внешние признаки)

      • конфликтное поведение (частые конфликты с преподавателями и сверстниками, участие в травле (буллинге);
      • ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (подросток угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку);
      • проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;
      • участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
      • трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);
      • навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);
      • участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);
      • жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;
      • резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);
      • пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
      • подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);
      • появление у обучающегося (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков);
      • использование в речи новых, нехарактерных для конкретного обучающегося выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

    ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ

      • использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
      • наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове; нежелание следить за своим внешним видом;
      • появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);
      • появление у обучающегося дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли).

    Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

    При проявлениях деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь.

    Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на подростков: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр.

    Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.

    Основные опасности в сети интернет для детей и подростков

    Коммуникационные риски

    Кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет- сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера).

    Меры помощи подростку, подвергшемуся кибербуллингу:

    • психологическая поддержка педагогом и родителями;
    • изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);
    • создание новой учетной записи для подростка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю;
    • обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.

    Использование сети Интернет для вовлечения подростков и молодежи в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты).

    Этапы вовлечения подростков и молодежи в деструктивные группы:

    • предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация);
    • общение,   взаимодействие   с    вербовщиком  сети   
    • исполнение подростком указанных вербовщиком действий - попадание в зависимость;

    -«незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью подростка от незнакомцев, предлагающих личные встречи);

    - груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с подростком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации);

    - киберсталкинг (преследование подростка переходит из виртуального мира в реальный).

    Контентные риски

    - «шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение);

    - просмотр сайтов для взрослых.

     

    Технические риски

    - незаконный  сбор   персональных   данных   обучающихся   (или) распространение их в открытом доступе;

    - повреждение устройств, программного обеспечения.

    Потребительские риски

    - кража  личных   данных   техническими   средствами   (в   том числе в процессе интернет-шопинга);

    - кибермошенничество.

    Необходимые действия педагога при обнаружении признаков деструктивного поведения у обучающегося

      • проинформировать заместителя директора по ВР;
      • проинформировать классного руководителя;
      • привлечь к работе с обучающимся педагога-психолога для проведения диагностических и, при необходимости, коррекционных мероприятий;
      • привлечь родителей (законных представителей) обучающегося и определить единую воспитательную стратегию;
      • сообщить о признаках противоправных деяний обучающегося администрации образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.

    Этапы работы с обучающимся

    при выявлении признаков деструктивного поведения

    1. Обсуждение с педагогом-психологом проведение диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического, социального, психологического статуса; выявления значимых для личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса, творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью составления «Карты личности подростка» и получения рекомендаций по коррекции поведения подростка.
    2. Проектирование действий педагогов и подростка: налаживание доверительных отношений; организация совместного с подростком поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны; разделение функций и ответственности по решению проблемы; совместное определение наиболее оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия).
    3. Деятельностный этап: для обеспечения успеха педагогам и педагогу- психологу важно поддержать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, преподавателями. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов (психолога и социального педагога). Социальный педагог может выполнять функцию развенчания негативных установок, а педагог-психолог ‒ взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка. Включение подростка в общественно-полезную коллективную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении; развитие «полезных» интересов подростка.
    4. Анализ результатов деятельности: совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы, совместное осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией.

    Действия педагога при сопровождении обучающегося

    • выстроить конструктивное взаимодействие с обучающимся и его родителями (законными представителями), иными значимыми для подростка лицами, мнение которых для него важно;
    • выявить проблемы, особенности развития и потенциала обучающегося; обеспечить постоянную поддержку подростку в направлении позитивных изменений;
    • организовать специализированную комплексную помощь в процессе индивидуального сопровождения;
    • оказать индивидуальную помощь в развитии социальной компетентности через вовлечение подростка в различные мероприятия (учебные, воспитательные, трудовые, общественно-полезные, спортивные и др.);
    • обеспечить поддержку обучающегося социальной группой подростов и молодежи (одноклассников, одногруппников), имеющей позитивные социальные цели (применяется только при исключении возможности вовлечения других подростков и молодых людей в деструктивную деятельность)
    • организовать взаимодействие специалистов с семьей обучающегося по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско(подростково)-родительских отношений.

    Главная цель ‒ переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал обучающегося, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.

    Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Участвуя в неформальных молодежных группах деструктивной направленности, подросток стремится к удовлетворению потребностей в общении и признании. Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в молодежных объединениях.

    Важно, чтобы воспитательная работа с обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения – формирования благоприятного психологического климата в обучающемся коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и т.д.

    Направления социально-психологической профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних и молодежи

    Меры противодействия распространению деструктивных идей среди несовершеннолетних и молодежи

      • формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
      • формирование негативного образа и эмоционального неприятия экстремистских формирований и их лидеров;
      • активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;
      • создание комфортной социокультурной среды, микроклимата;
      • проведение политики защиты индивида от негативного влияния Интернета, обеспечения безопасности в сети Интернет;
      • проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц);
      • формирование у обучающихся здорового образа жизни через применение здоровье сберегающих технологий, обеспечение безопасных условий, информирование о здоровом стиле жизни;
      • минимизация негативных последствий деструктивного поведения; организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); бросающей вызов своим возможностям (спорт, квесты, походы); альтруистической (общественно- полезная и благотворительная деятельность);
      • формирование культуры общения, ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
      • повышение компетентности и социальной успешности личности индивида в значимых для него сферах;
      • развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладания со стрессом;
      • своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);
      • активизация личностных ресурсов, обеспечение творческого самовыражения;
      • содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.

    Формы работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся и рекомендации по их применению

    1. Знание и соблюдение действующих в образовательной организации: порядков реагирования(информирования) в случае выявления чрезвычайной ситуации с обучающимися с признаками деструктивного поведения; рекомендаций об организации профилактической работы, выявления деструктивного поведения у обучающихся, проведения индивидуальной работы с подростками «группы риска».
    2. Выработка общей позиции «родители-педагоги». Изменения в поведении, привычках, характере подростков нельзя не заметить, если наблюдать за их поведением и дома, и в техникуме. В рамках родительских собраний с привлечением педагога-психолога рекомендуется представлять информацию об особенностях психоэмоционального состояния подростков в конкретный возрастной период, о возможных деструктивных проявлениях в среде подростков и молодежи в виртуальном пространстве, о способах обеспечения безопасности подростков. Проведение совместных мероприятий с родителями и обучающимися способствует гармонизации детско- родительских отношений.
    3. Организация процедуры урегулирования в случае выявления фактов травли (буллинга). В указанном случае используют медиативные технологии для разрешения конфликта, восстановления отношений, доверия, а также материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве.
    4. Привлечение специалистов. В работе по предупреждению деструктивного поведения педагогу помогут специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители ведомств, обеспечивающих выявление негативного влияния на несовершеннолетних и молодежь в сети Интернет.
    5. Информирование обучающихся о службах помощи. Оформление информационных стендов, представление актуальной информации обучающимся и их родителям (законным представителям) о работе служб экстренной психологической помощи, детского телефона доверия.
    6. Организация воспитательной работы, в том числе патриотических, военно-патриотических мероприятий, организация участия подростков, находящихся в «группе риска» и потенциально способных приобщиться к криминальной субкультуре, в деятельности военно-патриотических клубов, спортивных молодежных организаций. Важно сформировать у подростков внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, достижение и решение этих задач отвечает их интересам, дать возможность почувствовать себя значимым для общества, для общего дела.
    7.  Проведение беседы, открытого разговора. При проведении бесед с обучающимися важно учитывать, что прямые вопросы и акцентирование с первых минут разговора внимания подростков на проблеме (например,

    «АУЕ») может вызвать у них обратную реакцию ‒ разговор будет воспринят как реклама субкультуры.

    В ходе беседы с обучающимся педагогу рекомендуется:

      • основной упор сделать на установление психологического контакта; проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость;
      • доброжелательность, иначе можно спровоцировать у подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию;
      • поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив;
      • помнить, что запретительные меры малоэффективны (введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим групповые «ценности», что еще больше сплотит группу несовершеннолетних с девиантным поведением);
      • раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными фактами (можно предложить подростку встать на место жертвы преступления и с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры);
      • обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности за совершенное преступление (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у подростка, повлекшие причинение вреда здоровью себе и/или окружающим, совершение преступления)
      • провести совместный с подростка критический анализ негативного контента, «друзей и товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни.

    После проведения беседы важно обязательно фиксировать реакцию обучающихся, наблюдать за изменением в их поведении.

    Куда сообщить об опасном контенте и обнаруженной в сети интернет информации, причиняющей вред здоровью и развитию подростка и молодого человека

    В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если обучающийся сообщил информацию о других подростках, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом в правоохранительные органы!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie