Цель собеседования — проверить навыки выпускников в спонтанном выражении мыслей.
Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова в интервью корреспонденту РИА Новости рассказала о некоторых особенностях устного собеседования.
Как отметила Оксана Решетникова, устное собеседование состоит из четырех заданий и «каждое со своей изюминкой».
Первое задание – чтение вслух. Тексты подбираются таким образом, чтобы выявить владение орфоэпическими нормами, ударениями и интонационными выделениями.
Второе задание – пересказ. При этом в процессе пересказа прочитанного текста необходимо сослаться на цитату, которая касается содержания текста. Цитату нужно «вплести» в свой пересказ.
Третье задание ‒ монологическое высказывание. Это может быть описание, рассуждение или повествование — на усмотрение учащегося: если он выбирает описание, ему будет показана фотография; если ‒ рассуждение, будет задан некий опорный вопрос («нужно ли…»); для повествования будет предложено о чем-то рассказать с опорой на наглядный материал. Все, что необходимо для ответа учащегося, будет содержаться в КИМ.
Четвертое задание ‒ участие в диалоге. Проверяется умение поддерживать диалог, отвечать на поставленный вопрос, формулировать понятные тезисы, доносить до собеседника коммуникативную задачу.
По мнению главы ФИПИ, все дети должны уметь коммуницировать, и этот необходимый навык надо развивать.
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
На данной странице размещены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 г. № 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023, регистрационный № 73292).
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля.
РАСПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2024/25 УЧЕБНОМ ГОДУ
Основной срок |
12 февраля 2025 года |
Дополнительные сроки |
12 марта 2025 года и 21 aпреля 2025 года |
Итоговое собеседование по русскому языку проводится во вторую среду февраля.
В дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и третий понедельник апреля) повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку:
1) получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
2) удаленные с итогового собеседования за нарушение требований, установленных пунктом 22 Порядка;
3) не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
4) не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
Продолжительность итогового собеседования по русскому языку составляет в среднем 15-16 минут.
Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
На данной странице размещены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (проект)
Спецификация итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (проект)
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2025 году
Методические материалы по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку
Аудиофайлы к Методическим материалам по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку
Информация о сроках и местах подачи заявлений:
Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых осваивают образовательные программы основного общего образования. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседовании по русскому языку. Итоговое собеседование по русскому языку проводится в образовательных организациях и (или) в местах, определенных ОИВ.
Ответственный за приём заявлений заместитель директора Синенко Ольга Васильевна, тел. +7(856)3127710
Рособрнадзор подготовит тексты, темы и задания по часовым поясам. Школы проведут собеседование по комплектам заданий, которые получат от региональных органов управления перед собеседованием. В комплект войдут четыре задания.
Срок действия результатов итогового собеседования как одного из условий допуска к ГИА-9 не ограничен.
Контрольные измерительные материалы итогового собеседования состоят из четырех заданий:
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.
Время на подготовку – 2 минуты.
Задание 2 - пересказ прочитанного текста, с привлечением дополнительной информации.
Время на подготовку – 1 минута.
Задание 3 - монологическое высказывание по одной их выбранных тем. Обучающемуся предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов беседы:
- описание фотографии;
- повествование на основе жизненного опыта;
- рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Время на подготовку – 1 минута.
Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником по теме предыдущего задания.
Общее время ответа, включая время на подготовку, – 15 минут. Для детей с ОВЗ – до 45 минут.
Во время собеседования будут вести аудио- и видеозапись. Оценка выполнения заданий будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Для получения "итогового зачета" необходимо набрать не менее 10 баллов. Максимально можно набрать 20 баллов: 11 – за работу с текстом и 9 – за монолог и диалог.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА
Читайте выразительно, говорите эмоционально
Читайте публицистические тексты — выразительно, с размеренной интонацией, осмысливая их содержание. Обращайте внимание на правильную постановку ударения в словах, при необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю. Тренируйтесь склонять числительные, обозначающие количество и порядок при счете.
При подготовке к пересказу выпишите ключевые слова, которые позволяют вам сохранить микротемы в прочитанном тексте. Во время пересказа забудьте о словах-паразитах, сленге, соблюдайте языковые нормы, определите место для цитаты, опираясь на логику и содержание текста.
Для монолога выберите близкую и понятную вам тему, не забудьте о примерном плане своего ответа. Используйте для тренировки жизненные ситуации. Например, опишите, что видите по дороге в школу или расскажите, как прошел день.
Во время диалога старайтесь, чтобы ваши ответы были развернутыми и эмоциональными. Включайте в ответ часть предложенного вопроса, а попрактиковаться в красноречии можно с друзьями и родителями.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
- Нужно выспаться и погулять
- Медики не рекомендуют менять обычный режим дня. Спать надо 8 — 9 часов, это важно!
- Физическая зарядка и правильное питание в период напряженного умственного труда просто необходимы.
- Накануне собеседования не сиди до поздней ночи, прогуляйся на свежем воздухе и хорошенько выспись. Не следует приходить в школу заранее, лучше прийти вовремя.
- Не снимайте напряжение медикаментами. Они могут «затормозить» мышление и реакцию.
Если чувствуешь перенапряжение:
- вспомни что-то приятное, что всегда повышает настроение;
- посмотри на приятную картинку, фотографию;
- переключись, как советовал Станиславский, на предметы, которые вызывают положительные эмоции;
- задержи немного дыхание и сделай глубокий выдох, это позволит успокоиться и снять возбуждение;
- во время стресса происходит сильное обезвоживание организма, поэтому первая помощь — глоток воды. Лучше всего подходят минералка, чистая вода или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны, а чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Методические материалы по итоговому собеседованию для экспертов
На сайте ФИПИ в разделе ОГЭ и ГВЭ-9/Для предметных комиссий субъектов РФ опубликованы методические материалы для подготовки и аттестации экспертов по проверке и оцениванию ответов участников итогового собеседования по русскому языку, доработанные по предложениям и замечаниям, поступившим от субъектов Российской Федерации.